Фазы сна у грудничков, а также у дошколят и школьников

В детстве сон влияет на физическое и психическое становление. В каждом возрасте потребность в отдыхе меняется. Знание о фазах сна, их длительности и чередовании в разных периодах поможет сформировать для ребенка оптимальный режим.

Быстрый сон

Время грез и красочных сновидений. Веки подрагивают, глазные яблоки двигаются. Отсюда еще одно название фазы – REM. Такой сон называют парадоксальным, ведь внешне он похож на бодрствование (особенно у детей до года).

В парадоксальной фазе человек находится на грани грез и бодрствования – на лице появляются мимика, улыбка и т. д. Старые люди говорят, что с младенцем разговаривают ангелы. Ученые объясняют это проще: младенцу снится материнская грудь, ласковые прикосновения.

Функции REM:

  • стимулирование развития нервной системы;
  • переработка, сортировка полученной информации;
  • регулировка гормональных процессов.

Внимание!
В Википедии приведены данные эксперимента над мышами. Их лишали парадоксальной фазы. Грызуны умирали через 40 дней.

Медленный сон

Медленный сон – это полноценный отдых всего организма. Веки в это время становятся неподвижными, движения глазных яблок малозаметными. Это состояние еще называют non-REM, ортодоксальный сон.

Медленная фаза разделена на 4 стадии:

  1. Погружение в дремоту. Дыхание становится глубже, замедляется. Реже и спокойнее стучит сердце. Мысли становятся спутанными, переходят в грезы.
  2. Легкий сон. Мышцы полностью расслабляются, глаза неподвижны. Снижается температура тела.
  3. Медленный сон.
  4. Самый крепкий, глубокий сон.

Последние две стадии некоторые ученые объединяют. Разница в глубине. Если разбудить ребенка на 3 или 4 стадии, он будет дезориентирован, капризен.

На последних двух стадиях тоже появляются сновидения, но они стираются из памяти. Именно в этот период происходят нарушения: лунатизм, энурез. 4 стадия – время ночных кошмаров.

Функции ортодоксальной фазы:

  • расслабление, отдых;
  • сохранение информации;
  • повышение иммунитета.

Интересно!
Существует теория, согласно которой в период non-Ren фазы мозг анализирует, регулирует работу внутренних органов и организма в целом.

Фазы сна у грудного ребенка

Особенности сна младенца обусловлены незрелостью нервной системы, мозга. Фазы в этом возрасте условно разделяют на спокойную и активную. До трех месяцев доля парадоксального (активного) сна составляет 70%.

Активный сон новорожденного

В отличие от взрослых, грудничок не скован в движениях во время сна. Дергая ручками и ножками, он порой сам себя будит. Ведь сон в этой фазе поверхностный. По этой причине бабушки советуют туго пеленать малышей. Ограниченный в движениях ребенок будет спать дольше, но современные психологи и педиатры категорически не рекомендуют применять этот метод на практике.

Подергивание век, звуки, всхлипывания младенца приводят к тому, что родители путают активный сон с бодрствованием. Начиная разговаривать, беря на руки ребенка, молодая мама невольно прерывает цикл. Это приводит к капризам, проблемам с засыпанием в будущем.

Активный сон младенца — это зачаток парадоксальной фазы. В то время, пока малыш грезит, его мозг энергично работает, приспосабливаясь к внешней среде. Нервная система становится крепче.

Спокойный сон

Приравнять фазу к ортодоксальной можно с трудом. Существует 2 явных отличия:

  1. Период погружения. У новорожденных сначала наступает активный и только потом спокойный сон.
  2. Количество стадий. Груднички после активной фазы попросту проваливаются в небытие. Мозг отдыхает, энергия пополняется. Затем ребенок спит крепко, разбудить его не может ни разговор, ни звук включенного пылесоса. Подобная безмятежность длится 20 мин.

Сон меняется по мере взросления

В 3,5-4 месяца ребенок засыпает, как и взрослые люди, начиная с ортодоксальной фазы. Примечательно, что чем дольше медленная фаза, тем меньше времени нужно для полноценного отдыха.

Ориентировочная таблица сна у детей до года.

Возраст/мес Количество сна за сутки Дневной отдых Ночной сон Длительность парадоксальной фазы в %
1 16-19 6-9 произвольно 8-10
2 15-17 6-7 3-4 8-9
3 14-16 5 3-4 9-11
4-5 15 4-5 3 10
6-12 13-15 3-5 2 10-11

Каждый малыш развивается по-своему, поэтому таблица – это ориентир. Не стоит переживать, если детский отдых длится на час дольше либо меняется частота пробуждений.

Внимание!
Если новорожденный крепко спит, пропускает кормление, не стоит его будить.

Чередование фаз – причина ночных пробуждений

Организм – это разумно устроенная система, не все в ней контролируется на сознательном уровне. Инстинкт самосохранения, выживания приводит к тому, что человек любого возраста просыпается среди ночи, чтобы проверить, нет ли рядом опасности. Если все в норме, пробуждение длится несколько секунд и стирается из памяти. При жажде либо иной физиологической потребности взрослый просыпается, чтобы ее удовлетворить.

То же самое происходит с новорожденным ребенком. Если ему комфортно, он тут же засыпает. Родители могут не заметить секундного пробуждения. Проснувшись, ребенок может ощущать:

  • жажду;
  • голод;
  • мокрые пеленки;
  • потребность сменить позу;
  • перегрев, духоту.

Чем быстрее будет устранена проблема, тем крепче малыш заснет. Важно не начинать играть с ребенком, не затягивать гигиенические процедуры. В противном случае младенец начнет путать день с ночью, что вызовет массу неудобств для него и родителей.

Подобные «проверки» происходят между циклами. Поскольку у новорожденных их количество достигает 13-15, то ночных подъемов может быть примерно столько же.

Запомнить!
С 3 месяцев фазы у младенца чередуются реже.

Сон у дошкольников

Детей 1-2 лет необходимо укладывать 2 раза в день. С 3 до 6 достаточно одного, длительного, 1,5-3 ч. сна. Ночью малыши отдыхают 9-10 ч.

Если ребенка не приучили ночью играть, в комнате нормальная температура, то чередование фаз сна происходит незаметно для малыша и родителей.

Учитывая, что полный цикл 2 фазы составляет 45-50 мин., оптимальная длительность дневного отдыха 1,30 мин. либо 2,10. Старайтесь не будить малыша во время медленной фазы, иначе он будет чувствовать себя плохо, капризничать.

Если малыш отказывается ложиться, то следует предпринять такие меры:

  1. Пересмотреть нагрузки. Нехватка прогулок, физической активности приводит к тому, что отдыхать в обед не хочется. Но вечером подобный режим дня грозит нервным истощением, долгим укладыванием.
  2. Полежать рядом с ребенком, читая книгу, рассказывая сказку, включить спокойную музыку. Тогда у него постепенно сформируется привычка дневного отдыха.
  3. Избегать приказного тона. Уложить ребенка криками и угрозами не получится.
  4. Будить ребенка до 7,30 ч., укладывать в 21,00. Со временем, привыкнув, он самостоятельно станет ложиться спать.

Преимущества «тихого часа» для дошкольников:

  • выделение необходимых гормонов;
  • продуктивное бодрствование;
  • стабилизация эмоционального фона.

Сон и бодрствование детей школьного возраста

В школьные годы у ребенка режим дня меняется, увеличивается нагрузка. Для новых знаний нужно запасаться энергией, восстанавливать силы.

В младших классах фазы быстрого и медленного сна вместе занимают 60-70 мин. За ночь должно пройти около 9 циклов. Период отдыха составляет 10-11 часов. Некоторым ученикам 1-2 классов нужно устраивать дневной отдых. Потребность определяется особенностями нервной системы ребенка. Если маленький ученик валится с ног, уложите его в постель на 1-1,5 часа.

У детей старше 11 лет цикл длится 90 мин. Для того чтобы набраться сил, в этом возрасте достаточно 9-10 часов.

В старших классах физиологическая потребность в сне приравнивается к взрослой. Средняя норма 8-9 часов.

Полноценный отдых необходим каждому. Зная о фазах сна, их особенностях, длительности в разном возрасте, можно:

  • организовать оптимальный режим дня;
  • повысить иммунитет;
  • поднять настроение.

Важно не только количество, но и качество сна. Чтобы ребенок спал как младенец, позаботьтесь о его играх и пребывании на свежем воздухе днем.

Ссылка на основную публикацию